Людям свойственно заниматься самообманом, уходить от насущных проблем, оставляя на потом многое, что необходимо сделать в данный момент. Как научиться не откладывать дела на завтра? Как помочь студенту плодотворнее проводить время вне сессии, а чиновнику рассматривать бумаги, не кладя их под сукно?
Ведь для успеха любого предприятия достаточно побороть эту черту характера, уметь организоваться, поставить для себя цель и действовать в нужном направлении для ее достижения.
Почему не стоит откладывать дела на потом
В разных странах никогда не поощряли отвлечение внимания от выполнения планов, постоянную отсрочку работы. На этот счет у педантичных немцем есть известные рекомендации: «Was Du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf Morgen», что полностью соответствует русской пословице «никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». А итальянская народная мудрость гласит: «Il mattino ha l' oro in bocca» («Тот, кто рано встаёт, встречает золотой день»).
Проблема не сразу принимать решения, как снежный ком, тянет за собой ряд незавершенных дел, может привести к снижению самооценки в плане компетентности и востребованности, панике потерять рабочее место и в последний момент – к нервному срыву и депрессии.
Мнение ученых-психологов об откладывании дел
Отсрочка или несамостоятельное выполнение конкретных обязанностей (в том числе должностных) получила широкое распространение по всему миру и обозначена специальным термином «прокрастинация» (от английского слова «задержка»). В той или иной мере такое состояние знакомо многим и до определенной степени считается нормальным. В большинстве случаев ученые-психологи связывают это явление не с банальной ленью или праздностью, даже когда замена происходит важного на приятное (заглянуть в почтовый ящик, поздороваться с одноклассниками он-лайн и т. п.), что фактически можно сопоставить с потерей времени. Дела откладываются и вполне трудолюбивыми людьми с той лишь разницей, что подмена идет важного полезным (стирка, уборка, готовка и т. д.). Поводы для прокрастинации могут быть разные.
Дело представляется слишком сложным и незнакомым. Непонятно, с какой стороны к нему подойти. Или наоборот, привычно выполняемая работа кажется доступной малыми усилиями. Поэтому на передний план выходят совсем другие вещи. Но результативность выполнения важного дела при этом сводится к нулю.
Как бороться с откладыванием дела на завтра
Конечно, нет однозначного ответа, как научиться не откладывать дела на завтра. Однако, чтобы избавиться от этого пагубного синдрома, стоит следовать следующим правилам.
Во-первых, сделать часть работы сейчас же, не сходя с этого места.
Решиться начать делать отложенную работу с того, к чему совсем не хочется и приступать. Правило простое и основано на таких утверждениях, как «лиха беда – начало» или «доброе начало – делу середина». Необходимо приступить к заданию, причем к самому нежеланному. Тогда процесс пойдет, и результат не заставит себя долго ждать.
Во-вторых, объять необъятное.
С дотошностью рассчитать силы, опираясь на свои умения и навыки. Объем работ стоит разбить на несколько этапов по приоритетам и распределить время на выполнение каждого с учетом отдыха, возможных задержек и т. д. График необходимо зафиксировать на бумаге и иметь перед глазами, сверять по часам и корректировать в сторону уменьшения, если масштаб деятельности будет заметно преувеличен.
В-третьих, обратиться к своему опыту.
Избавиться от фобий, присутствующих в голове у каждого: страха не оправдать доверия сотрудников, боязни некачественного выполнения обязательств, тревоги невысокой оценки приложенных усилий, опасения наступления форс-мажорных обстоятельств, груза ответственности. Работа в команде должна помешать всякого рода отговоркам. Вспомнить, сопоставимы ли сегодняшние трудности с более тяжелыми ситуациями. Наверняка, бывали времена и похуже.
В-четвертых, нет предела совершенству.
Повышение квалификации должно стать источником, из которого стоит почерпнуть максимум нового и полезного для себя. В обычной ежедневной рутине найти применение своим талантам в прямо противоположной сфере (специальность бухгалтера может стать подспорьем для роли казначея в родительском комитете).
В-пятых, поощрение и награда.
Обязательно поощрять как заметное продвижение, так маленькие победы, добиваться ощущения собственной полноценности. Наградой может быть что-нибудь вкусненькое, дорогая вещь или светское мероприятие. В рабочей обстановке – это определение руководителем проекта и торжественное вручение отличившимся сотрудникам памятных знаков отличия.
В общем, исходя из того, что успех порождает успех, следует придерживаться позитивного настроя для дальнейшей активной жизни.
Начиная новое дело, необходимо подпитывать уверенность о насыщенности прошлых действий приятными последствиями, анализировать перевес побед или задач на пути к осуществлению запланированной работы.
Человеку следует находить способ получать удовольствие от повседневной работы и избегать неудовлетворения от оценки ее количества.
Источник - womanweek.net